Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) комментариями к статьям

Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел

1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.


<Статья 10 | Статья 11 | Статья 12>

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье содержатся правила об иерархии нормативных актов в процессе применения материаль-ного законодательства при разрешении гражданских дел. В ч. 1 комментируемой статьи в круг применяемых судом включе-ны практически все возможные источники права, от Конституции РФ до обычаев делового оборота <1>.
--------------------------------
<1> См., например: БВС РФ. 2000. N 2. С. 8; 2002. N 4. С. 16; N 10. С. 3 - 4.

Конституция РФ как основной источник права подлежит непосредственному применению в судебной практике при разрешении судами споров (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых во-просах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"), что подтверждается су-дебной практикой <1>.
--------------------------------
<1> См., например: БВС РФ. 1998. N 11. С. 1 - 2; N 12. С. 6 - 7.

2. Если в отношении вопроса, подлежащего разрешению судом при рассмотрении конкретного дела, имеются не-сколько законодательных и иных нормативных актов, по-различному его разрешающих, суд должен исходить из установ-ленной Конституцией, законом и иным актом иерархии нормативных актов. В частности, при установлении противоречий между федеральными законами и указами Президента, постановлениями Правительства РФ суд при вынесении решения ру-ководствуется законом, при наличии противоречий между положениями федеральных органов исполнительной власти и актов вышестоящих органов суд руководствуется актами вышестоящих органов и т.д.
3. Суд вправе сослаться в решении и на нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. С 15 мая 1992 г. в России введена государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а соответствующие полномочия по регистрации возложены на Министерство юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
С фактом правовой регистрации связывается правовая сила таких нормативных правовых актов. В настоящее время требуется регистрация нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федераль-ных органов исполнительной власти" <1> нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденци-ального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

Только нормативные правовые акты, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения кон-фиденциального характера, не подлежат опубликованию. Таким образом, суд не вправе сослаться в решении как на незаре-гистрированные, так и на неопубликованные нормативные акты.
4. В России в силу федеративного устройства определенные вопросы отнесены к исключительной компетенции РФ, ряд вопросов является сферой совместного ведения РФ и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, иные во-просы отнесены к исключительной компетенции субъектов РФ. При установлении противоречий между федеральными за-конами и правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления суду следует определять норму, подлежащую применению, исходя из компетенции органа, принявшего или издавшего соответствующий акт в соответствии с Конститу-цией РФ.
5. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и между-народные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, в связи с чем им принадлежит приоритет при при-менении <1>.
--------------------------------
<1> См., например: БВС РФ. 2002. N 1. С. 18 - 20.

При применении норм международного права следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международно-го права и международных договоров Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 12.

Суды применяют нормы иностранного права (см. разд. VI "Международное частное право" ГК), а также вправе исхо-дить в правоприменительной деятельности из аналогии закона и аналогии права.
В качестве примера обычаев делового оборота можно привести Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", которые являются сводом таких обычаев и подготовлены Международной торговой палатой, Принципы международных коммерческих договоров, подготовленные УНИДРУА.
6. Судебная практика, при всей дискуссионности вопроса, на наш взгляд, также является источником правового регу-лирования, и важнейшие ее положения могут быть положены в основу судебных актов <1>.
--------------------------------
<1> См.: БВС РФ. 2002. N 10. С. 7 - 8.

Существенное значение имеет практика Европейского суда по правам человека, которая также в силу вступления Рос-сийской Федерации в Совет Европы и признания юрисдикции данного международного суда обязательна в процессе право-реализации.