Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) комментариями к статьям

Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

1. Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 128-ФЗ в часть 2 статьи 252 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

3. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.


<Статья 251 | Статья 252 | Статья 253>

Научно-практический комментарий:

1. Лицами, участвующими в деле об оспаривании нормативного правового акта, являются: 1) заявитель; 2) орган госу-дарственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные право-вые акты; 3) прокурор.
Все лица, участвующие в деле, должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Вопрос о последствиях неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, решается в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. При решении вопроса об отложении разбирательства дела суд должен учитывать сокращенный срок рассмотрения дел данной категории, установленный ч. 2 комментируемой статьи.
2. На рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов не распространяется общий срок рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде, поскольку комментируемой статьей установлен специальный срок. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи, в этот период включается и время на подготовку дела к судебному разбирательству, в необходимых случаях - на проведение предварительного судебного заседания, и время на рассмотрение и разрешение заявления в судебном заседании.
3. При рассмотрении дел о признании нормативного правового акта недействующим суд устанавливает факт противоречия (непротиворечия) оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт. Перераспределение обязанностей по доказыванию установлено в интересах более незащищенной стороны (заявителя). Заявитель должен доказать факт нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого нормативного акта.
4. Публичный характер и общественное значение дел об оспаривании нормативных правовых актов приводят к огра-ничению действия принципа диспозитивности гражданского судопроизводства при рассмотрении дел об оспаривании нор-мативных правовых актов: отказ заявителя от своего требования не обязателен для суда и не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда также необязательно и не влечет вы-несение решения об удовлетворении заявленных требований. Суд в любом случае обязан проверить соответствие оспари-ваемого положения нормативного правового акта федеральным законам, иным нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.