Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) комментариями к статьям

Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;


<Статья 25 | Статья 26 | Статья 27>

Научно-практический комментарий:

Комментируемая статья регламентирует родовую подсудность гражданских дел верховным судам республик, крае-вым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов (далее - суды субъектов РФ).
Вышеназванным судам подсудны следующие категории гражданских дел:
1) дела, связанные с государственной тайной. К данной категории дел относятся, во-первых, подведомственные судам общей юрисдикции дела, рассмотрение которых может повлечь исследование вопросов, затрагивающих государственную тайну, и, во-вторых, дела, непосредственно возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засек-речиванием или рассекречиванием и защитой.
К первой категории дел могут относиться дела любого характера (гражданско-правовые, трудовые, семейные, жилищные и т.д.), при разрешении которых необходимо исследовать сведения, содержащие государственную тайну. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 254 ГПК отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующий суд субъекта РФ по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
Ко второй категории дел относятся такие дела, как:
а) дела об обжаловании заинтересованными лицами решений о засекречивании сведений, не составляющих государственную тайну, либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну (ст. ст. 7, 10 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <1>);
--------------------------------
<1> Российская газета. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

6) дела об обжаловании отказа в допуске к государственной тайне (ст. 22 Закона РФ "О государственной тайне");
2) дела об оспаривании нормативных правовых актов (т.е. актов, носящих общеобязательный характер) органов госу-дарственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Подведом-ственные судам общей юрисдикции дела об обжаловании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ (по вопросу подведомственности данных споров см. комментарий к ст. ст. 22, 245, 251 ГПК) относятся к ком-петенции судов соответствующих субъектов. Таким судом является суд, действующий на территории субъекта РФ, чей ор-ган власти издал оспариваемый нормативный правовой акт, независимо от места проживания заявителя. Например, заявле-ние об оспаривании постановления правительства Свердловской области следует подавать в Свердловский областной суд, но не в Челябинский областной суд, на юрисдикционной территории которого может проживать заявитель.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК, наделяю-щая суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ, при-знана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдик-ции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ.
При применении комментируемой нормы следует иметь в виду, что дела о признании недействительными актов, из-данных структурными подразделениями органа исполнительной власти субъекта РФ, подсудны районному суду <1>.
--------------------------------
<1> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2001 г. (Определение N 78-Г01-46). Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2001 г. // БВС РФ. 2002. N 4.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов власти субъектов РФ подсудны районным судам в соответствии с правилами ч. 2 ст. 254 ГПК. Акты органов местного самоуправления (как нормативного, так и ненормативного характера) обжалуются в районные суды в соответствии с правилами территориальной подсудности, установленными ч. 4 ст. 251 и ч. 2 ст. 254 ГПК. Необходимо иметь в виду, что оспаривание положения нормативного правового акта, которое не носит нормативно-правового характера, не должно служить основанием к изменению подсудности при рассмотрении данного дела, поскольку оспариваемое положение не может рассматриваться и оцениваться в отрыве от самого нормативного правового акта в целом. Поэтому подсудность дел об оспаривании нормативного правового акта в части, независимо от правового характера оспариваемого положения, в любом случае должна определяться на основании п. 2 ч. 1 ст. 26 и п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК <1>;
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г. // БВС РФ. 2006. N 5. С. 18.

3) дела, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК. Критерием отнесения к компетенции судов субъектов РФ этих дел является территориальный критерий: структурное подразделение политической партии, общественное объединение, централизован-ная религиозная организация и т.д. должны носить региональный характер, т.е. находиться в пределах одного субъекта РФ (исключение составляет лишь общественное объединение - оно может носить и межрегиональный характер).
Дела о ликвидации и приостановлении политических партий относятся к исключительной компетенции Верховного Суда РФ (п. 4 ст. 27 ГПК, п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <1>). Дела о ликвидации и приостановлении регионального или иного структурного подразделения политической партии подсудны суду субъекта РФ, на территории которого находится данное региональное или иное структурное подразделение (п. 2 ст. 39 и п. 4 ст. 42 Федерального закона "О политических партиях").
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

Дела о ликвидации местных религиозных организаций, не являющихся подразделениями централизованных религиоз-ных организаций, подсудны районным судам.
Особый интерес представляет правило о подсудности судам субъектов РФ дел о приостановлении или прекращении деятельности СМИ, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <1> под сред-ством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохро-никальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под распространением продук-ции СМИ понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
--------------------------------
<1> Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Понятие "преимущественно" в смысле комментируемой нормы означает, на наш взгляд, "более, чем в другом". Так, например, если печатное издание распространяется на территории трех субъектов РФ, то преимущественное распростране-ние будет в том субъекте, в котором больше, чем в других, в количественном отношении распространяется газет, журналов и т.п., и именно суду такого субъекта РФ будет подсудно дело о приостановлении или прекращении деятельности данного СМИ. В случае с радио- или телепрограммами для определения преимущественности распространения следует исходить из численности населенных пунктов, охваченных трансляцией той или иной радио- или телепрограммы.
Теоретически если ни в одном из субъектов РФ СМИ не имеет преимущественного распространения, то дело о его приостановлении или прекращении подсудно районному суду в соответствии с общим правилом территориальной подсуд-ности.
В отношении СМИ, распространяемых исключительно в сети Интернет (необходимо отличать от электронных версий печатных изданий), следует отметить, что в данном случае практически невозможно определить территорию их распространения, в связи с чем дела о приостановлении или прекращении таких СМИ подсудны районным судам в соответствии с общим правилом территориальной подсудности: по месту регистрации СМИ (либо ее редакции, учредителя или собственника веб-сайта).
Необходимо иметь в виду, что следует отличать дела о приостановлении или прекращении деятельности СМИ от дел по искам регистрирующего органа о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ, которые относятся к ведению районных судов <1>;
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г. // БВС РФ. 2007. N 1. С. 20.

4) дела, указанные в п. 4 ч. 1 ст. 26 ГПК.
Критериями отнесения к подсудности судов субъектов РФ этих дел являются:
а) уровень избирательной комиссии или уровень проводимого референдума. К подсудности верховных судов респуб-лик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных окру-гов относятся дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, ок-ружных избирательных комиссий, комиссий референдума субъекта РФ (понятие референдума субъекта РФ дано в ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1>). При этом решения (уклонение от принятия решений) территориальных (участковых) избирательных комиссий обжалуются всегда в районные суды, независимо от того, возложены ли на них в установленном порядке полномочия окружных избирательных комиссий <2>;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
<2> См.: Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. по делу N 49-Г05-26, от 23 марта 2005 г. по делу N 1-Г05-10, от 16 февраля 2005 г. по делу N 1-Г05-5.

б) уровень выборов (референдума), подготовку и проведение которых организует избирательная комиссия (комиссия референдума), решение (уклонение от принятия решения) которой обжалуется. К подсудности указанных в комментируемой статье судов относятся дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов и референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Решения окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы РФ оспариваются в районные суды <1>;
--------------------------------
<1> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. по делу N 5-Г05-144.

в) характер обжалуемого действия (бездействия) избирательной комиссии (комиссии референдума). Во-первых, если решением избирательной комиссии субъекта РФ (окружной избирательной комиссии) оставлено в силе решение территори-альной избирательной комиссии или участковой избирательной комиссии независимо от уровня выборов (референдума), то дело об обжаловании такого решения будет неподсудно суду субъекта РФ: с заявлением об оспаривании данного решения следует обращаться в соответствующий городской (районный) суд по месту нахождения территориальной (участковой) избирательной комиссии <1>. Если же решение территориальной избирательной комиссии или участковой избирательной комиссии по соответствующему уровню выборов (референдума) отменено или изменено избирательной комиссией субъекта РФ (окружной избирательной комиссией), то дело об обжаловании такого решения будет подсудно суду соответствующего субъекта РФ. Во-вторых, подсудными суду субъекта РФ будут дела об оспаривании исключительно решений (уклонения от принятия решений) соответствующих комиссий, т.е. действий (бездействия), которые оформляются (должны оформляться) в виде решений (постановлений). Если по результатам рассмотрения обращения гражданина или организации решения изби-рательной комиссией не принималось, а давался лишь письменный ответ, то обжалование данного ответа (действия) подсудно районному (городскому) суду по общим основаниям ст. ст. 254, 259 ГПК <2>. Например, бездействие председателя окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, выразившееся в непредоставлении возможности гражданину ознакомиться с документами, полученными из территориальной комиссии, следует обжаловать в районный суд по месту нахождения окружной избирательной комиссии <3>. В данном случае понятие "бездействие избирательной комиссии" является более широким по отношению к понятию "уклонение от принятия решения избирательной комиссией". Результат рассмотрения жалобы не всегда оформляется в форме решения избирательной комиссии, следовательно, не любое бездействие избирательной комиссии является уклонением от принятия решения <4>.
--------------------------------
<1> См.: Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. по делу N 32-Г04-5, от 11 августа 2004 г. по делу N 75-Г04-2, от 8 сентября 2004 г. по делу N 8-Г04-11, от 22 сентября 2004 г. по делу N 14-Г04-19, от 22 сентября 2004 г. по делу N 38-Г04-10.
<2> См.: Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2004 г. по делу N 15-Г04-4, от 16 июня 2004 г. по делу N 15-Г04-6.
<3> См.: Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2003 г. по делу N 4-Г03-21, от 2 марта 2005 г. по делу N 48-Г05-3.
<4> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 января 2005 г. по делу N 33-Г04-17.

Для отнесения к подсудности судов субъектов РФ дел, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 26 ГПК, необходимо одновременное наличие всех трех вышеназванных критериев;
5) дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Порядок и основания расформирования указанных избирательных комиссий определены в ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Дела о расформировании иных избирательных комиссий подсудны районным (городским) судам, за исключением дел о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ;
6) дела о признании забастовки незаконной (абз. 6 ст. 413 ТК);
7) дела о назначении даты проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и вы-борных должностных лиц местного самоуправления (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обес-печении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" <1>). При этом следует различать дела о назначении даты проведения выборов, которые подсудны судам субъектов РФ, и дела об оспаривании правовых актов органов местного самоуправления о назначении даты выборов, рассмотрение которых относится к компетенции соответствующих районных судов;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.

8) дела о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования (п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>);
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

9) дела о неправомочности состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (подп. "в" п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации за-конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1>);
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

10) дела об обжаловании решений квалификационной коллегии судей субъектов РФ о приостановлении либо прекра-щении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи (ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" <1>);
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.

11) дела об усыновлении (удочерении) ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства (ч. 2 ст. 269 ГПК).